Работа над любым проектом включает определенные этапы выполнения проекта, которые необходимо четко спланировать для достижения максимальной эффективности проектной работы.
Этапы работы над проектом
- Подготовительный
- Планирование
- Исследование
- Результаты
- Подготовка к защите проекта
- Презентация (отчёт)
- Оценка результатов и процесса
Этап 1. Подготовительный этап.
Первый этап включает в себя определение темы и целей проекта, представление и создание группы учащихся для работы над проектом.
Планирование работы над проектом начинается с его обсуждения. Это, прежде всего обмен мнениями и согласования интересов; выдвижение первичных идей на основе уже имеющихся знаний и разрешения спорных вопросов.
Цели первичного обмена мнениями:
1. Стимулирование потока идей
2. Определение общего направления исследовательской работы
Учащимся необходимо:
- Рассмотреть темы предоставленные учителем. Выбрать.
- Сформулировать проблему.
- Осуществить выдвижение гипотез – путей решения проблемы.
- Сформировать сюжетную ситуацию.
- Определить цель и задачи проекта.
- Определить формы будущего продукта.
Данный этап является наиболее сложным и для учащихся и для учителя. Поэтому на этом моменте остановимся более подробно.
Тема (от греч. thema, букв. – то, что положено в основу) — предмет описания, изображения исследования, разговора и т.д.
Как выбрать тему проекта
Тема отражает характерные черты проблемы.
Все темы можно разделить на 3 группы:
- фантастические (несуществующие) — разрабатываете сами;
- эмпирические (основанные на опыте) — проводите собственные наблюдения и эксперименты;
- теоретические (научное познание) — проводите работу по изучению и обобщению фактов, материалов, содержащихся в разных источниках (это то, что можно спросить у других людей, или то, что написано в книгах, и т.п.).
Формулировка проблемной ситуации — важная часть введения. Любое научное исследование проводится для того, чтобы преодолеть трудности в процессе познания новых явлений, объяснить ранее неизвестные факты или выявить неполноту старых способов объяснения известных фактов. Поэтому имеет смысл остановиться на понятии «проблема» более подробно.
Проблемные ситуации и подходы к их решению
Актуальность — (от позднелат . actualis — фактически существующий, настоящий, современный), важность, значительность чего-либо для настоящего момента, современность, злободневность.
Актуальность темы — степень ее важности в данный момент и в данной ситуации для решения данной проблемы (задачи, вопроса).
Обоснование актуальности выбранной темы — начальный этап любого исследования.
В применении к учебно-исследовательской работе понятие «актуальность» имеет одну особенность: выбор и формулировка темы характеризует научную зрелость и компетентность исследователя.
Объяснение актуальности должно быть не многословным. Начинать ее описание издалека нет особой необходимости — главное показать суть проблемной ситуации.
Формулировка проблемной ситуации — важная часть введения. Любое научное исследование проводится для того, чтобы преодолеть трудности в процессе познания новых явлений, объяснить ранее неизвестные факты или выявить неполноту старых способов объяснения известных фактов. Поэтому имеет смысл остановиться на понятии «проблема» более подробно.
Проблема (от греч. problema – задача) – в широком смысле сложный теоретический или практический вопрос, требующий изучения, разрешения; в науке – противоречивая ситуация, выступающая в виде противоположных событий в объяснении каких-либо явлений, объектов, процессов и требующая адекватной теории для ее разрешения.
Проблема — крупное обобщенное множество сформулированных научных вопросов, которые охватывают область будущих исследований.
Различают следующие виды проблем:
- исследовательская — комплекс родственных тем исследования в границах одной научной дисциплины и в одной области применения;
- комплексная научная — взаимосвязь научно-исследовательских тем из различных областей науки, направленных на решение важнейших народнохозяйственных задач;
- научная — совокупность тем, охватывающих всю научно- исследовательскую работу или ее часть; предполагает решение конкретной теоретической или опытной задачи, направленной на обеспечение дальнейшего научного или технического прогресса в данной отрасли.
Правильная постановка и ясная формулировка новых проблем имеют огромное значение. Они если не целиком, то в очень большой степени определяют стратегию исследования вообще и направление научного поиска в особенности. Не случайно принято считать, что сформулировать научную проблему — значит показать умение отделить главное от второстепенного, выяснить то, что уже известно и что пока неизвестно науке о предмете исследования.
От доказательства актуальности выбранной темы логично перейти к формулировке цели.
Цель – идеальное, мысленное предвосхищение результата деятельности. Содержание цели зависит от объективных законов действительности, реальных возможностей субъекта и применяемых средств.
Конкретная цель считается «хорошо сформулированной», если она:
1) изложена в позитивных терминах;
2) определена и оценена на основе конкретных физических данных;
3) сформулирована и поддержана человеком или группой, которые желают ее достижения;
4) предполагает сохранение позитивных сторон уже существующего состояния;
5) сформулирована так, чтобы соответствовать окружению.
Формулировка цели всегда начинается с существительного «Исследование, изучение, выявление и т.д.»
Далее указать на конкретные задачи, которые предстоит решать.
Задачи – конкретизированные или более частные цели.
Это обычно делается в форме перечисления (изучить, описать, установить, выяснить, вывести формулу, охарактеризовать и т. п.)
Гипотеза (от греч. hypothesis – основание, предположение) – предположительное суждение о закономерной (причинной) связи явлений.
Гипотеза — недоказанное утверждение, предположение или догадка.
Как правило, гипотеза высказывается на основе ряда подтверждающих её наблюдений (примеров), и поэтому выглядит правдоподобно. Гипотезу впоследствии или доказывают, превращая её в установленный факт, или же опровергают, переводя в разряд ложных утверждений.
Недоказанная и неопровергнутая гипотеза называется открытой проблемой.
Гипотеза формулируется в исследовательском проекте.
Задание к уроку 2
Возможные темы проекта:
- Наши земляки в мире науки
- Тамбовская тропинка к Пушкину
- Литературные тропинки Тамбовского края
- Мои известные земляки
- Мои земляки – герои Отчизны
- Мои земляки – покорители космоса
- Свободная тема (об известных людях, связанных с Тамбовщиной)
Задание.
Выбери тему проекта и выполни следующие шаги:
- Сформулируй проблему.
- Выдвини гипотезу – пути решения проблемы.
- Сформируй сюжетную ситуацию.
- Определи цель и задачи проекта.