Урок 1. Этапы реализации проекта

Работа над любым проектом включает определенные этапы выполнения проекта, которые необходимо четко спланировать для достижения максимальной эффективности проектной работы.

Этапы  работы над проектом

  •  Подготовительный
  •  Планирование
  • Исследование
  •  Результаты
  •  Подготовка к защите проекта
  •  Презентация (отчёт)
  •  Оценка результатов и процесса

Этап 1.                    Подготовительный этап.

Первый этап включает в себя определение темы и целей проекта, представление и создание группы учащихся для работы над проектом.

Планирование работы над проектом начинается с его обсуждения. Это, прежде всего обмен мнениями и согласования интересов; выдвижение первичных идей на основе уже имеющихся знаний и разрешения спорных вопросов.

Цели первичного обмена мнениями:

1. Стимулирование потока идей

2. Определение общего направления исследовательской работы

Учащимся необходимо:

  1. Рассмотреть темы предоставленные учителем. Выбрать.
  2. Сформулировать проблему.
  3. Осуществить выдвижение гипотез – путей решения проблемы.
  4. Сформировать сюжетную ситуацию.
  5. Определить цель и задачи проекта.
  6. Определить формы будущего продукта.

Данный этап является наиболее сложным и для учащихся и для учителя. Поэтому на этом моменте остановимся более подробно.

Тема (от греч. thema, букв. – то, что положено в основу) — предмет описания, изображения исследования, разговора и т.д.

Как выбрать тему проекта

Тема отражает характерные черты проблемы.

Все темы можно разделить на 3 группы:

  • фантастические (несуществующие) — разрабатываете сами;
  • эмпирические (основанные на опыте) — проводите собственные наблюдения и эксперименты;
  • теоретические (научное познание) — проводите работу по изучению и обобщению фактов, материалов, содержащихся в разных источниках (это то, что можно спросить у других людей, или то, что написано в книгах, и т.п.).

Формулировка проблемной ситуации — важная часть введения. Любое научное исследование проводится для того, чтобы преодолеть трудности в процессе познания новых явлений, объяснить ранее неизвестные факты или выявить неполноту старых способов объяснения известных фактов. Поэтому имеет смысл остановиться на понятии «проблема» более подробно.

Проблемные ситуации и подходы к их решению

Название проблемы

Образ

Формулировка

Психологическая суть проблемы

Проблемы, похожие на мозаику   Проблема, похожая на мозаику, состоит из нескольких отдельных частей. Проблема в целом решается, когда решается каждая ее часть. Это проблемы, которые могут быть разбиты на более или менее независимые смысловые части. Вы должны научиться выделять их и находить пути решения каждой из них.
Проблемы, похожие на многослойное желе   Решение многослойных проблем состоит из последовательных действий. Такие проблемы решаются, если совершаются все действия и в правильном порядке. Это проблемы, которые решаются путем составления алгоритма. При этом важно научиться различать действия существенные и несущественные с точки зрения решения этой проблемы.
Проблемы, похожие на снежинку   Проблема, похожая на снежинку, имеет много вариантов решения. Необходимо исследовать все возможные варианты и выбрать наилучший Это проблемы (чаще всего — творческие, продуктивные по своей сути), которые могут решаться самыми различными путями.
Проблемы, похожие на олимпийские кольца   Такие проблемы возникают из-за того, что люди не помогают друг другу, работают только на свой результат. Каждый должен сам добиться успеха в своем деле и помочь это сделать всем остальным участникам Возможно, в реальности такие проблемы встречаются нечасто. Они предполагают, что успех зависит, во-первых, от того, насколько качественно каждый сделал свою часть работы и, во-вторых, от успеха группы в целом. По сути дела речь идет о настоящей кооперации, сотрудничестве.
Проблемы, похожие на притчу о слоне Четверо слепых впервые в жизни встретились со слоном. Один из них дотронулся до хобота и сказал: «Слон похож на толстый канат». «Слон похож на столб», — сказал другой, ощупав ногу слона. Третий коснулся слоновьего живота и заявил: «Слон похож на огромную бочку». «Он похож на циновку», — потрогав слона за ухо, возразил четвертый Такие проблемы возникают из-за того, что люди по-разному понимают значение слов или поступков. Для того чтобы решить такую проблему, необходимо понять, что имеет в виду каждый собеседник, и прийти к взаимопониманию Данные проблемы решаются только в том, случае, если дискутирующие стороны определились со значением тех слов, которыми они оперируют. Необходимо выработать общую точку зрения на предмет спора. Это очень распространенная проблема, лежащая в основе множества конфликтов и недоразумений

Актуальность — (от позднелат . actualis — фактически существующий, настоящий, современный), важность, значительность чего-либо для настоящего момента, современность, злободневность.

Актуальность темы — степень ее важности в данный момент и в данной ситуации для решения данной проблемы (задачи, вопроса).

Обоснование актуальности выбранной темы — начальный этап любого исследования.

В применении к учебно-исследовательской работе понятие «актуальность» имеет одну особенность: выбор и формулировка темы характеризует научную зрелость и компетентность исследователя.

Объяснение актуальности должно быть не многословным. Начинать ее описание издалека нет особой необходимости — главное показать суть проблемной ситуации.

Формулировка проблемной ситуации — важная часть введения. Любое научное исследование проводится для того, чтобы преодолеть трудности в процессе познания новых явлений, объяснить ранее неизвестные факты или выявить неполноту старых способов объяснения известных фактов. Поэтому имеет смысл остановиться на понятии «проблема» более подробно.

Проблема (от греч. problema – задача) – в широком смысле сложный теоретический или практический вопрос, требующий изучения, разрешения; в науке – противоречивая ситуация, выступающая в виде противоположных событий в объяснении каких-либо явлений, объектов, процессов и требующая адекватной теории для ее разрешения.

 Проблема — крупное обобщенное множество сформулированных научных вопросов, которые охватывают область будущих исследований.

Различают следующие виды проблем:

  • исследовательская — комплекс родственных тем исследования в границах одной научной дисциплины и в одной области применения;
  • комплексная научная — взаимосвязь научно-исследовательских тем из различных областей науки, направленных на решение важнейших народнохозяйственных задач;
  • научная — совокупность тем, охватывающих всю научно- исследовательскую работу или ее часть; предполагает решение конкретной теоретической или опытной задачи, направленной на обеспечение дальнейшего научного или технического прогресса в данной отрасли.

Правильная постановка и ясная формулировка новых проблем имеют огромное  значение. Они если не целиком, то в очень большой степени определяют стратегию исследования вообще и направление научного поиска в особенности. Не случайно принято считать, что сформулировать научную проблему — значит показать умение отделить главное от второстепенного, выяснить то, что уже известно и что пока неизвестно науке о предмете исследования.

От доказательства актуальности выбранной темы логично перейти к формулировке цели.

Цель – идеальное, мысленное предвосхищение результата деятельности. Содержание цели зависит от объективных законов действительности, реальных возможностей субъекта и применяемых средств.

Конкретная цель считается «хорошо сформулированной», если она:

1) изложена в позитивных терминах;

2) определена и оценена на основе конкретных физических дан­ных;

3) сформулирована и поддержана человеком или группой, кото­рые желают ее достижения;

4) предполагает сохранение позитивных сторон уже существую­щего состояния;

5) сформулирована так, чтобы соответствовать окружению.

Формулировка цели всегда начинается с существительного «Исследование, изучение, выявление и т.д.»

Далее указать на конкретные задачи, которые предстоит решать.

Задачи – конкретизированные или более частные цели.

Это обычно делается в форме перечисления (изучить, описать, установить, выяснить, вывести формулу, охарактеризовать и т. п.)

Гипотеза (от греч. hypothesis – основание, предположение) – предположительное суждение о закономерной (причинной) связи явлений.

Гипотезанедоказанное утверждение, предположение или догадка.

Как правило, гипотеза высказывается на основе ряда подтверждающих её наблюдений (примеров), и поэтому выглядит правдоподобно. Гипотезу впоследствии или доказывают, превращая её в установленный факт,  или же опровергают, переводя в разряд ложных утверждений.

Недоказанная и неопровергнутая гипотеза называется открытой проблемой.

Гипотеза формулируется в исследовательском проекте.

Задание к уроку 2

Возможные темы проекта:

  1. Наши земляки в мире науки
  2. Тамбовская тропинка к Пушкину
  3. Литературные тропинки Тамбовского края
  4. Мои известные земляки
  5. Мои земляки – герои Отчизны
  6. Мои земляки – покорители космоса
  7. Свободная тема (об известных людях, связанных с Тамбовщиной)

Задание.

Выбери тему проекта и выполни следующие шаги:

  1. Сформулируй проблему.
  2. Выдвини гипотезу – пути решения проблемы.
  3. Сформируй сюжетную ситуацию.
  4. Определи цель и задачи проекта.

Оставьте комментарий